ПРОГРАММА

клуба личностного роста для старшеклассников

«ЮНЫЙ ПСИХОЛОГ»

Пояснительная записка

 Одна из основных задач школы – подготовка участников образовательного процесса к взрослой самостоятельной жизни в гармонии  с окружающим миром и самим собой. Но в современной школе отсутствует курс, где бы ученик мог получить знания о себе, о том, как его понимают окружающие, каков его творческий потенциал. Данная программа направлена на социально – эмоциональное развитие учащихся старших классов, в которых не ведется психология как предмет учебного плана.  Основная цель данной программы – привлечение внимания к психической жизни человека, самопознания, осмысления жизненной перспективы, формирования навыков принятия решений.  Становление базовых свойств его личности: самооценки и образа «Я», эмоционально-потребностной сферы, нравственных особенностей, смыслов и установок, а также социально-психологических особенностей в системе отношений с другими людьми. Воспитание интереса у ребят к психологии, как науки, развитие чувства понимания и потребности в общении, познание своих сильных и слабых сторон во взаимодействии с другими людьми, формирование у детей психологического настроя к подготовке к ЕГЭ.

Занятия помогут сосредоточиться на самосознании и раскрытии себя, своего «Я», сформировать положительное «Я», умение управлять собой и развить индивидуальные способности обучающихся.

Формирование самосознания в данной программе также связано с выбором сферы будущей профессиональной деятельности. Стратегия сопровождения  старшеклассников направлена на содействие субъекту в формировании собственного ориентационного поля, на создание условий для самореализации.

Чтобы сформировать умение выбирать, саму ситуацию выбора следует представить как проблемную, в которой важен момент осознания и принятия учащимися задачи. Только в этом случае ученик не ожидает готового решения от взрослых, а сам включается в поисковую деятельность и становится субъектом собственного выбора. Таким образом, решается проблема делегирования ответственности за принятое решение.

В сознании учащихся и в их личном опыте должны присутствовать критерии выбора – знания о своих качествах, интересах и возможностях, представления о будущем.

Необходимо отметить значимость особых психологических состояний, позволяющих принимать решения, так как выбор – это всегда отказ от чего – либо, определенный риск. Поэтому тревожность, неуверенность, зависимость от чужого мнения должны стать предметом психологической коррекции.

Важную роль играют также умения учащихся общаться, внешне выражать свои внутренние эмоции и правильно понимать эмоциональное состояние собеседника и др. Вскрытие противоречий в развитии общения, предупреждение различных отклонений в развитии личности ребенка возможно за счет своевременного влияния на его взаимоотношения со сверстниками и взрослыми. Это предусматривает учет характерных форм поведения ребенка в разных ситуациях, знание трудностей, возникших в межличностном общении.

 Программа поможет детям овладеть средствами коммуникации, убедит их в том, что между мыслями, чувствами и поведением в процессе общения существует тесная связь.

 Для обоснования логики программы необходимо определить само понятие психологического здоровья. Согласно И.В. Дубровиной, психологическое здоровье – это психологические аспекты психического здоровья, то есть совокупность личностных характеристик, являющихся предпосылками стрессоустойчивости, социальной адаптации, успешной самореализации. В психолого – педагогической литературе выделяются следующие основные характеристики психологически здоровой личности:

·        принятие себя, своих достоинств и недостатков, осознание собственной ценности и уникальности, своих способностей и возможностей;

·        принятие других людей, осознание ценности и уникальности каждого человека вне зависимости от возраста, статуса и национальности;

·        хорошо развитая рефлексия, умение распознавать свои эмоциональные состояния, мотивы поведения, последствия поступков;

·        стрессоустойчивость, умение находить собственные ресурсы в  трудной ситуации.

 Данные характеристики стоит рассматривать в качестве задач работы. Для их решения можно условно выделить несколько этапов, которые сведены в таблицу.

 Данная логика формирования характеристик психологически здоровой личности определила содержательное наполнение занятий.    

Программа определяется теми новыми требованиями, которые предъявляет к воспитанию подрастающего поколения современное российское общество его демократическими тенденциями развития. Будущие граждане должны стать свободными и ответственными, обладать чувством собственного достоинства и с уважением относиться к другим, быть способными на собственный выбор и с пониманием воспринимать мнения и предпочтения окружающих. [14]

Цели программы:

Повышение  уровня социально – психологической компетенции старшеклассников.

Обучающие задачи программы:

- дать подростку знания о самом себе и научить его получать эти знания самостоятельно;

- снятие мышечных зажимов – освоение методов релаксации;

- подготовка учащихся образовательных учреждений к олимпиаде по психологии.

Развивающие задачи программы:

- повышение уровня самоконтроля в отношении проявления своего эмоционального состояния в ходе общения;

- выработка у учащихся образовательных учреждений положительных черт характера, способствующих лучшему взаимопониманию в процессе общения;  развитие творческих способностей в процессе коммуникативной деятельности;

- сформировать у подростков следующие конструктивные навыки взаимодействия:

• умение безопасно и эффективно общаться,

• умение понимать и выражать свои чувства.

- способствовать выработке у подростков защитных личных качеств:

• уверенности в себе,

• честности,

• открытости,

• чувства  юмора.

- навыков:

• умения устанавливать и поддерживать гармоничные отношения,

• умения принимать решения,

• умения преодолевать кризисные ситуации.

- развитие активности, самостоятельности, организаторских способностей учащихся в процессе коммуникативной деятельности.