Пояснительная записка

 На рубеже XX и XI веков проблема одарённости в образовании и науке становится одной из главных для социального и экономического развития страны.

В наши дни проблема выявления, развития и обучения одаренных детей вызывает большой интерес в психологических и педагогических кругах. Многочисленные исследования особенностей развития одаренных детей подчеркивают актуальность этой проблемы, как в нашей стране, так и за рубежом. Главная цель исследователей — разработка принципов диагностики и программ обучения одаренных школьников, организации психолого-педагогического сопровождения таких детей.

Современный этап развития общества резко обострил проблему выявления одаренных школьников, создание условий для их развития и наиболее целесообразного использования их способностей. Благоприятные возможности для успешного ее решения создала дифференциация образования. В школах нового типа (лицеях, гимназиях), в классах с углубленным изучением отдельных учебных предметов, да и в обычных школах образуются устойчивые группы по интересам, склонностям, достигнутым успехам, а также по способностям школьников.

Раннее выявление, обучение и воспитание одаренных и талантливых детей составляют одну из главных задач совершенствования системы образования. Однако недостаточный психологический уровень подготовки педагогов для работы с детьми, проявляющими нестандартность в поведении и мышлении, приводит к неадекватной оценке их личностных качеств и всей их деятельности. Нередко творческое мышление одаренного ребенка рассматривается как отклонение от нормы или негативизм.

Олимпиады – одна из общепризнанных форм работы с одаренными школьниками. Они организуются во всех районах и городах страны. Высокий уровень Всероссийской олимпиады требует, чтобы и олимпиады менее высокого ранга содержали достаточно сложные и оригинальные задания. Иначе невозможно будет сформировать команду, способную успешно конкурировать на различных этапах олимпиад. Сложность и оригинальность задач требует продуманного подхода при подготовке участника олимпиады на всех этапах. Условия задач требую нестандартного мышления и высокого уровня эрудиции.

В настоящее время существует несколько теоретических моделей одаренности, определяющих основные параметры, по которым строятся обучающие программы, педагогические технологии работы с одаренными детьми.

Д.Б. Богоявленская в своих работах дает следующее определение одаренности:

Одаренность — это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких (необычных, незаурядных) результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми.

Кроме того, ею выделены три главных вида одаренности:

–        академическая, которая проявляется в быстроте и легкости овладения большими объемами готовых знаний;

–        интеллектуальная, которая заключается в особой умственной самостоятельности, в повышенной критичности мышления, способности самостоятельно выходить на глобальное, философское осмысление сложных интеллектуальных проблем;

–        творческая, то есть способность к творческой самореализации в различных областях жизнедеятельности.

Применительно к школьникам можно выделить ряд признаков, позволяющих судить о возможной одаренности в той или иной сфере:

  • более высокая, чем у сверстников, восприимчивость к учению и более выраженные творческие проявления;
  • длительная концентрация внимания, богатый словарный запас, способность к абстрактному мышлению;
  • склонность к дискуссии с учениками и педагогами, неприятие строгих требований дисциплины;
  • любознательность, изобретательность, настойчивость, цельность, высокие идеалы;
  • наличие внутренней установки, направленности личности на занятие интересующей его деятельностью;
  • необычайно высокая познавательная активность, высокая потребность в деятельности;
  • ранняя готовность к целеустремленному умственному напряжению.
  • повышенное чувство юмора, острая реакция на несправедливость и т.п.

Одаренными называют детей, подростов, юношей и девушек, которые по уровню развития своих способностей явно выделяются среди своих сверстников или в среде своей социальной группы.

Одаренность часто понимается как интеллектуальная одаренность, то есть способность к выдающимся (для данного возраста) интеллектуальным достижениям. Однако существуют и другие виды одаренности: развитие общих способностей (что ни возьмется — все получается), специальных (в какой-то одной области), творческих, лидерских, психомоторных (то есть физических) и других. Особый вид одаренности — творческая, то есть способность к творческой самореализации в различных областях жизнедеятельности. Творческая одаренность не связана однозначно с интеллектом, в ее основе лежит творческий потенциал — нереализованные возможности, имеющиеся у каждого человека.

Для поддержки одаренных подростков зачастую важно знать не столько особенности развития их когнитивных или творческих способностей, сколько те черты личности, которые присущи таким детям для повседневного общения с ними.

Для интеллектуально одаренных характерны следующие личностные черты: стремление к уединенности, скрытности, беспокойство и эмоциональная нестабильность, неуверенность в себе и в своих способностях, боязнь и недоверие к окружающим людям. Творчески одаренных подростков отличают от их сверстников, имеющих средние показатели, следующие черты личности: склонность к уединению, замкнутости, но наряду с этим характерна и противоположная черта — общительность, жизнерадостность, самоуверенность, смелость.

У интеллектуально и творчески одаренных школьников выделяют следующие черты, которые отличают их друг от друга: творчески одаренные подростки являются более эмоционально устойчивыми и спокойными, имеют адекватную самооценку; в отличие от них интеллектуально одаренные младшие подростки являются более эмоционально нестабильными и возбудимыми, неуверенными в себе.

Таким образом, интеллектуально одаренным подросткам необходимо уединение и возможность побыть наедине с собой. В повседневном общении необходимо учитывать их склонность к заниженной самооценке — возможно, такие дети требуют поддержки и большего внимания к их деятельности, мыслям и проектам. Творчески одаренные подростки общительны и склонны к широким социальным контактам, их следует включать в активную общественную и творческую деятельность, тем более что они показывают большую эмоциональную стабильность и более спокойно относятся к критике и собственным ошибкам, чем их интеллектуально одаренные сверстники.

Одаренных детей нельзя воспринимать просто как избранных, которым все дано, нельзя воспринимать и как обычных детей. Они нуждаются в поддержке и стимулировании родителей и учителей, чтобы их талант не угасал, но при этом они могли бы гармонично развиваться среди обыкновенных детей. Их нельзя и особенно выделять, поскольку они такие же дети, как остальные, и не могут обойтись без внимания сверстников.

Одаренные дети учатся быстрее и скорее достигают глубокого понимания учебного материала, чем все остальные. Они учатся самостоятельно и критично относятся к своим недостаткам. Однако у многих из них может быть низкая успеваемость в школе. Эта проблема возникает тогда, когда с одаренными детьми родители и учителя обращаются, как с обычными, не учитывая их индивидуальных особенностей, не стимулируя их мотивацию и не поощряя соответствующим образом. Со временем это приводит к скуке и неважной дисциплине, развивается неправильное соотношение между аффективным и социальным развитием подростка с одной стороны и интеллектом — с другой. В школе такому подростку скучно и неуютно из-за учебного плана, требуемой дисциплины и не удовлетворяющего его учебного материала. Одаренному подростку лучше учиться по специальной программе, учитывающей его более высокие способности. Возникает необходимость дифференцированного обучения одаренных детей по специально разработанным программам.

Характерная особенность одаренного ребенка заключается в совмещении у него свойств своего и последующего возраста, что создает двойственность и противоречивость его психологического облика. Как правило, в физическом и эмоциональном развитии одаренные дети находятся в пределах своей возрастной нормы, при этом значительно превосходя сверстников в интеллектуальном и нравственном отношении. Это их превосходство часто приводит к развитию у одаренных детей серьезных социально-психологических проблем:

  • эмоциональные, личностные и иные психологические барьеры, затрудняющие проявление творческой природы одаренного ребенка;
  • опережающее развитие, нетрадиционные взгляды на окружающий мир и, как следствие, отказ от подчинения общим требованиям в школе;
  • школьные трудности вследствие того, что дети с ранним развитием думают значительно быстрее, чем излагают свои мысли;
  • нестабильность интересов и сочетание их широты с поверхностностью знаний;
  • стремление к лидерству;
  • иногда — заниженная самооценка, стремление «не выделяться» среди сверстников;
  • несоответствие интеллектуальных, социальных и нравственных потребностей одаренного ребенка и реального содержания школьной программы и круга общения, что приводит к неприязни к школе и сверстникам;
  • повышенная чувствительность к различным раздражителям и стимулам, часто принимаемая за гиперактивность.

        Наличие перечисленных психологических особенностей одаренного ребенка позволяет утверждать, что такие дети могут и должны быть включены в своеобразную «группу риска» и для них необходимо специально разрабатывать технологию психологического сопровождения их развития, как в условиях традиционных образовательных учреждений, так и в специализированных условиях. [4]  

 Цели программы:

    Психолого – педагогическое сопровождение одаренных детей через развитие креативности, личностных качеств, социальных навыков и умений учащихся.

Задачи:

-выявление одаренных детей.

Обучающие задачи программы:

- дать подростку знания о самом себе и научить его получать эти знания самостоятельно;

- снятие мышечных зажимов – освоение методов релаксации, снижение уровня тревожности.

Развивающие задачи программы:

- повышение уровня самоконтроля в отношении проявления своего эмоционального состояния в ходе общения;

-  развитие творческих способностей в процессе коммуникативной деятельности;

- развитие креативности;

- сформировать у подростков следующие конструктивные навыки взаимодействия:

• умение безопасно и эффективно общаться,

• умение понимать и выражать свои чувства.

- способствовать выработке у подростков защитных личных качеств:

  • повышение стрессоустойчивости;
  • повышение самооценки;

• уверенности в себе.

- навыков:

• умения устанавливать и поддерживать гармоничные отношения,

• умения принимать решения,

- развитие активности, самостоятельности, организаторских способностей учащихся в процессе коммуникативной деятельности;

- развитие социальных навыков и умений;

-формирование творческой личности социально – адаптированной в условиях быстро меняющегося мира.