Советы психолога "Одаренные дети":
Как проявляется одаренность у ребенка?
На протяжении ста лет ученые пытаются ответить на вопрос: «Что такое одаренность?», но это явление до сих пор так и остается загадкой для педагогов, родителей и самих детей. На сегодняшний день оно даже не имеет единого четкого определения.
Однако проблема одаренности в настоящее время становится все более актуальной. Для того, чтобы адекватно оценить личностные качества ребенка с нестандартным мышлением и поведением, педагоги должны обладать соответствующей профессиональной и психологической подготовкой. В противном случае творческое мышление одаренного ребенка рассматривается как отклонение от нормы или негативизм.
Зачастую именно так и происходит. Одаренного ребенка нельзя отправить в обычную среднюю школу. Потому что отношение учителей, да и сама образовательная система блокирует все его таланты.
Впрочем, как показал опыт многих стран мира – перестроить систему образования не так-то просто. А между тем, главная задача в воспитании одаренных детей – как можно раньше распознать в них черты одаренности и не препятствовать их развитию.
Это задача не только учителей, воспитателей в детском саду, но и родителей. К слову сказать, многих родителей интересует вопрос: «Как же проявляется одаренность у ребенка?»
В сфере психоэмоционального развития одаренность проявляется сильно развитым чувством справедливости и широкой системой личных ценностей. Дети остро воспринимают общественную несправедливость, устанавливают высокие требования к себе и другим и очень живо откликаются на правду.
Также признаки одаренности можно заметить, наблюдая за поведением ребенка, обращая внимание на то, что ребенок «Хочет» и «Может» делать и тем, «Как» он организует свою деятельность. Одаренный ребенок способен выбрать такие способы осуществления деятельности, которые гарантированно обеспечат ей особую продуктивность. Дети быстро понимают суть поставленной задачи и выполняют ее с большим успехом.
Для поведения одаренного ребенка характерно, главным образом, новаторство. Выполняя какое-либо задание, ребенок способен выйти за пределы установленных требований, что позволяет ему находить новые приемы и закономерности.
Одаренные дети обладают весьма своеобразным типом обучаемости. Они могут легко и быстро усваивать все предложенные знания. Могут также развиваться и в замедленном темпе, но впоследствии резко изменить структуру знаний, представлений и умений.
Одаренные дети с большей радостью воспринимают парадоксальную противоречивую неопределенную информацию, чем типичную информацию и готовые ответы. Они очень требовательны к результатам своего труда. Ставят себе сложные задачи и проявляют недюжинную настойчивость в их решении.
Что касается происхождения, роли наследственности, среды и воспитания в развитии одаренности, то на этот счет существуют две крайние точки зрения.
Одна из них утверждает, что одаренность – это природное явление. А среда и воспитание – только условия, в которых проявляется изначально заложенный в человеке дар. Вторая точка зрения полностью отрицает какие бы то ни было природные предпосылки к возникновению одаренности. Приверженцы этой версии всячески пытаются доказать, что все люди одинаково способны к любым видам деятельности. Эта точка зрения фактически игнорирует индивидуальные различия между людьми.
Отечественная психология придерживается того, что способности не предопределены, не даны человеку природой в готовом виде. Но в то же время не отрицает, что причина одаренности может крыться в особенности строения головного мозга.
Собственно эти морфологические и функциональные особенности строения мозга, органов чувств и движения, которые выступают в качестве природных предпосылок развития способностей, называются задатками. А задатки могут развиваться лишь во взаимодействии с другими условиями, прежде всего с социальной средой.
Большинство психологов, занимающихся изучением родословных выдающихся людей, приходили к выводу, что развитию способностей благоприятствуют условия жизни.
Итак, можно сказать, что одаренность формируется в ходе жизни, благодаря усвоению общественного опыта, и этот процесс неотделим от индивидуальных особенностей человека, данных природой.
Поэтому очень важно вовремя заметить и поддержать ростки дарований, чтобы они не погибли, не ослабли. А для этого ранняя диагностика способностей и одаренности необходима как воздух. Она должна проводиться в образовательных учреждениях (школьных и дошкольных) и включать в себя специальную работу по сохранению и дальнейшему развитию способностей у детей…
Советы родителям одаренных детей:
- поймите ребенка и осознайте его уникальность;
- помогайте ребенку ценить в себе творческую личность;
- поддерживайте необходимую для творчества атмосферу;
- не перегружайте его, заставляя чрезмерно заниматься любимым делом;
- учите его трудолюбию, терпению, поощряйте за все старания;
- спокойно относитесь к эмоциональным перепадам ребенка;
- не забывайте уделять внимание физической активности малыша;
- создайте доброжелательную атмосферу по отношению к нему;
- учитывайте его индивидуальность, чаще хвалите, тактично обращайтесь с ним;
- считайте себя самым счастливым родителем, безмерно любите своего ребенка.