Советы психолога "Одаренные дети":

Как проявляется одаренность у ребенка?

На протяжении ста лет ученые пытаются ответить на вопрос: «Что такое одаренность?», но это явление до сих пор так и остается загадкой для педагогов, родителей и самих детей. На сегодняшний день оно даже не имеет единого четкого определения.

Однако проблема одаренности в настоящее время становится все более актуальной. Для того, чтобы адекватно оценить личностные качества ребенка с нестандартным мышлением и поведением, педагоги должны обладать соответствующей профессиональной и психологической подготовкой. В противном случае творческое мышление одаренного ребенка рассматривается как отклонение от нормы или негативизм.

Зачастую именно так и происходит. Одаренного ребенка нельзя отправить в обычную среднюю школу. Потому что отношение учителей, да и сама образовательная система блокирует все его таланты.

Впрочем, как показал опыт многих стран мира – перестроить систему образования не так-то просто. А между тем, главная задача в воспитании одаренных детей – как можно раньше распознать в них черты одаренности и не препятствовать их развитию.

Это задача не только учителей, воспитателей в детском саду, но и родителей. К слову сказать, многих родителей интересует вопрос: «Как же проявляется одаренность у ребенка?»

В сфере психоэмоционального развития одаренность проявляется сильно развитым чувством справедливости и широкой системой личных ценностей. Дети остро воспринимают общественную несправедливость, устанавливают высокие требования к себе и другим и очень живо откликаются на правду.

Также признаки одаренности можно заметить, наблюдая за поведением ребенка, обращая внимание на то, что ребенок «Хочет» и «Может» делать и тем, «Как» он организует свою деятельность. Одаренный ребенок способен выбрать такие способы осуществления деятельности, которые гарантированно обеспечат ей особую продуктивность. Дети быстро понимают суть поставленной задачи и выполняют ее с большим успехом.

Для поведения одаренного ребенка характерно, главным образом, новаторство. Выполняя какое-либо задание, ребенок способен выйти за пределы установленных требований, что позволяет ему находить новые приемы и закономерности.

Одаренные дети обладают весьма своеобразным типом обучаемости. Они могут легко и быстро усваивать все предложенные знания. Могут также развиваться и в замедленном темпе, но впоследствии резко изменить структуру знаний, представлений и умений.

Одаренные дети с большей радостью воспринимают парадоксальную противоречивую неопределенную информацию, чем типичную информацию и готовые ответы. Они очень требовательны к результатам своего труда. Ставят себе сложные задачи и проявляют недюжинную настойчивость в их решении.

Что касается происхождения, роли наследственности, среды и воспитания в развитии одаренности, то на этот счет существуют две крайние точки зрения.

Одна из них утверждает, что одаренность – это природное явление. А среда и воспитание – только условия, в которых проявляется изначально заложенный в человеке дар. Вторая точка зрения полностью отрицает какие бы то ни было природные предпосылки к возникновению одаренности. Приверженцы этой версии всячески пытаются доказать, что все люди одинаково способны к любым видам деятельности. Эта точка зрения фактически игнорирует индивидуальные различия между людьми.

Отечественная психология придерживается того, что способности не предопределены, не даны человеку природой в готовом виде. Но в то же время не отрицает, что причина одаренности может крыться в особенности строения головного мозга.

Собственно эти морфологические и функциональные особенности строения мозга, органов чувств и движения, которые выступают в качестве природных предпосылок развития способностей, называются задатками. А задатки могут развиваться лишь во взаимодействии с другими условиями, прежде всего с социальной средой.

Большинство психологов, занимающихся изучением родословных выдающихся людей, приходили к выводу, что развитию способностей благоприятствуют условия жизни.

Итак, можно сказать, что одаренность формируется в ходе жизни, благодаря усвоению общественного опыта, и этот процесс неотделим от индивидуальных особенностей человека, данных природой.

Поэтому очень важно вовремя заметить и поддержать ростки дарований, чтобы они не погибли, не ослабли. А для этого ранняя диагностика способностей и одаренности необходима как воздух. Она должна проводиться в образовательных учреждениях (школьных и дошкольных) и включать в себя специальную работу по сохранению и дальнейшему развитию способностей у детей…

Советы родителям одаренных детей:

  • поймите ребенка и осознайте его уникальность;
  • помогайте ребенку ценить в себе творческую личность;
  • поддерживайте необходимую для творчества атмосферу;
  • не перегружайте его, заставляя чрезмерно заниматься любимым делом;
  • учите его трудолюбию, терпению, поощряйте за все старания;
  • спокойно относитесь к эмоциональным перепадам ребенка;
  • не забывайте уделять внимание физической активности малыша;
  • создайте доброжелательную атмосферу по отношению к нему;
  • учитывайте его индивидуальность, чаще хвалите, тактично обращайтесь с ним;
  • считайте себя самым счастливым родителем, безмерно любите своего ребенка.