Главная » Статьи » Мои статьи

Интернет зависимость

 В консультационной практике психолога в течении последнего времени участились запросы от родителей и педагогов  по поводу электронной зависимости подростков от компьютера (интернет, компьютерные игры) и сотовых телефонов.

  В эпоху бурного развития информационных технологий компьютеры  и сотовые телефоны есть практически во всех современных квартирах, домах и нам уже трудно представить себе, как обходится без этих жужжащих помощников – учиться, работать, развлекаться. Мгновенная передача данных и поиск нужной информации, поддержка связи с друзьями, покупки, игры, кино и многое-многое другое – всё это достижения современных технологий, которыми с удовольствием пользуется человечество.

 В подростковой группе мобильный телефон, планшет, компьютер и т.д. – своеобразный показатель социального статуса. Причем зависит он не от достижения ребенка в учебе, спорте или хобби, а исключительно связан с тем, насколько богаты его родители. В такой ситуации часто возникает нездоровое соревнование между детьми и появление разногласий в семье.

 С каждым годом все большее количество подростков попадает в психологическую зависимость от сотовых телефонов и других мобильных устройств связи. Внедрение новых информационных технологий, появление ультрамодных и действительно удобных гаджетов, позволяющих не только оставаться на связи, но и оперативно обмениваться информацией, общаться с друзьями, снимать видео, читать книги и т.д., сделали мобильные средства неотъемлемой частью жизни школьников.

 Большинство современных детей вообще не представляют себе без них ни учебу, ни досуг и часами просиживают один на один со светящимся экраном, однако  нервная система детей, а особенно подростков (12-16 лет) еще не окрепла окончательно, т.к. им присущи стремление к некоторому уходу от реальности, фантазированию, склонности выдавать желаемое за действительное и т.д. Компьютер, сотовый телефон и интернет полностью удовлетворяют эти потребности молодого человека, который с их помощью может стать кем угодно в своем виртуальном пространстве.

 Зависимость от сотового телефона, компьютера и т.д. у детей формируется быстрее чем никотиновая, пищевая или алкогольная. У ребенка появляется нарушение зрения и осанки, нарушение работы внутренних органов, (например: шум в сердце у ребёнка, тахикардия), нарушения давления, в крайних случаях – психические нарушения.  Подросток теряет навыки живого общения, у него усиливается чувство одиночества, изоляции. Это может привести к психическому истощению, нарушению сна, раздражительности, склонности ко лжи.

 Многие слышали о том, как неблагоприятно могут сказаться на здоровье телевизоры, компьютеры и СВЧ-печи. Но в последнее время к этим приборам добавились еще сотовые телефоны и другие техноновинки. 

 Воздействие СВЧ-излучения на человека подобно радиации и носит накопительный характер. Чем больше интенсивность излучения, его частота и продолжительность, тем большее разрушающее воздействие оно оказывает на мозг и близлежащие ткани. У человека замедляется реакция на внешние раздражители, он может неадекватно оценивать ситуацию и принимать неверные решения. Часто развивается состояние сонливости, ухудшается память и умственные способности.

 По мнению членов Российского национального комитета по защите от неионизирующих излучений, потенциальный риск для здоровья детей очень высок, поскольку:

 - степень поглощения электромагнитной энергии в голове ребенка значительно выше, чем у взрослого;

 - детский организм обладает большей чувствительностью к электромагнитному излучению;

 - мозг детей имеет большую склонность к накоплению неблагоприятных реакций в условиях повторных облучений электромагнитным полем;

 - электромагнитное поле влияет на формирование процессов высшей нервной деятельности;

 - современные дети пользуются мобильными телефонами, планшетами и т.д. с раннего возраста и будут продолжать делать это, став взрослыми, поэтому продолжительность контакта детей с электромагнитным излучением окажется существенного дольше, чем у современных взрослых.

 Несмотря на то что в среде детей и подростков компьютерная зависимость приобретает угрожающие масштабы, общественность относится к этому факту скорее снисходительно: мол, с возрастом пройдет. Дескать, лучше, когда чадо сидит дома за компьютером, чем тусуется непонятно где и с кем. Компьютерные игры увлекают и захватывают – но параллельно выхолащивают чувства, а реальная жизнь перестает быть источником удовольствия. Многие специалисты сходятся во мнении, что такими страшными диагнозами, как депрессия, синдром эмоционального выгорания, хроническая усталость, алкогольная и наркотическая зависимость человечество обязано именно высоким технологиям.  Кроме того, в подростковом возрасте складываются представления о нравственности, добре и зле, которые под влиянием информационного потока из компьютера и телевизора могут значительно исказиться.

 Чтобы этого не произошло родителям необходимо изначально формировать культуру общения с компьютером. Показывать возможности не только Интернета, сотового телефона и игр, но и любые другие: Word, графика, программирование, развивающие и логические игры.

 Переключить внимание подростка на что-либо другое. Для этого, в первую очередь, обратите внимание на образ жизни вашей семьи — достаточно ли внимания вы уделяете своему ребенку, есть ли у вас свои интересы и разделяет ли он их, как часто вы собираетесь все вместе, чтобы выйти на природу, сходить в музей, покататься на велосипедах… Если такого нет, попробуйте начать прямо сейчас – поговорите с подростком, дайте понять ему, что вам искренне интересны все его мыли и дела; предложите ему придумать какое-нибудь совместное мероприятие. Занятия спортом, путешествия и прогулки, общение с друзьями, интересы которых шире, чем жизнь онлайн – всё это способствует появлению новых жизненных целей и приоритетов у молодого человека. Главное, чтобы ваши с ним отношения носили не формальный, а искренний и доброжелательный характер, ведь часто дети с головой уходят в интернет именно из-за нехватки родительской любви и внимания.

 Задача родителей и педагогов – сформировать у ребенка адекватное отношение к компьютерному миру, сделать его жизнь настолько яркой, интересной и насыщенной, чтобы никакие виртуальные забавы не могли с ней соперничать.

 

Педагог-психолог ЦДиК «Диалог»     Крамаренко Е. В.

 

Категория: Мои статьи | Добавил: si-cdik (07.09.2015)
Просмотров: 272 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: