Главная » Статьи » Мои статьи

Поиграй пока в телефоне

Рубрика: Мы и наши дети

 

Поиграй пока в телефоне

Как часто эту фразу можно услышать от молодых пап и мам. Что греха таить, нередко сами таким образом «отмахиваемся» от своих чад, не желая или не имея возможности провести время с ними. Но всегда ли мы задумываемся о последствиях такого безобидного на первый взгляд досуга? Педагог-психолог Центра диагностики и консультирования «Диалог» Алия Мусаева утверждает, что в последнее время к ней, как к специалисту, стали обращаться всё больше соль-илецких родителей с проблемами их детей, связанными с повышенной увлечённостью электронными гаджетами.

 

– Алия Ароновна, как родителям понять, что у ребёнка отношения со смартфоном, планшетом или ноутбуком выходят за рамки нормальных? как по-вашему в чем причина

Мамы и папы в наш Центр обращаются с разными вопросами. На консультации они жалуются на плохую учёбу, отставание в физическом, психическом или речевом развитии, на конфликтные отношения, изменение в поведении детей и даже угрозы и шантаж суицидом. Когда специалисты пытаются разобраться в ситуации, выясняется, что ребёнок излишне увлечён гаджетами. И это неудивительно. Жизнь современная такова, что дети едва ли не с рождения пользуются современными средствами связи. Они – очень удобная вещь для отвлечения ребёнка. Малыш хочет внимания мамы, хочет пообщаться или поиграть, но мама занята. Она с обеда ещё не заходила в социальные сети, где ей, возможно, «лайкнули» пост или написали комментарий. Чтобы «нейтрализовать» ребёнка, мама даёт ему... сотовый телефон: «На, поиграй».

– Получается, взрослые сами подталкивают малышей к преждевременному и слишком частому пользованию гаджетами?

– Именно. Бывают случаи, когда это делается в случае крайней необходимости. К примеру, маме нужно поработать или сделать какие-то дела по дому. Но чаще всего в это время она сама «прилипает» к экрану смартфона или компьютера ради соцсетей. Это устраивает обоих. Между тем, первые семена зависимости от гаджетов попадают на благодатную почву. У детей  формируется пока ещё привычка развлекать себя при помощи компьютерных игр и графических программ. В их головах формируется устойчивая связь: захотел развлечься – взял телефон. Никакие другие классические детские развлечения его уже не интересуют. Дисплей завораживает своей яркостью и «волшебством»: ведёшь пальцем по нему, вспыхивают картинки, которые меняются, приходят в движение, разговаривают, поют. И вскоре ни пирамидки, кубики, куклы и машинки, ни книги, ни настольные игры, ни, уж тем более, «вышибалы», ни «казаки-разбойники» не в состоянии конкурировать с безграничными возможностями виртуального мира.

– И с этого момента в доме каждый вечер требовательное: «Дай поиграю»...

– Да, ребёнок не просто учится таким образом развлекать себя, он привыкает перенаправлять, смещать свои эмоции и чувства с живых людей на игру и интернет-общение. И это тоже происходит не без участия родителей. В минуту, когда ему хочется, скажем, прижаться к маме, поговорить по душам, обнять её, а она в ответ суёт ему свой смартфон, происходит подмена объектов любви. Маленький мозг начинает рассуждать так: захотелось ласки – выйди в Интернет, захотелось общения с близкими по духу людьми – выйди в Интернет.

– Чем опасны такие установки?

– Тем, что дети не учатся делиться с близкими своими переживаниями, отвыкают видеть собеседника, понимать его без слов. Многие современные дети не умеют выражать своих чувств и эмоций. Поэтому за последние годы увеличилось число малышей с нарушениями  в  эмоционально-коммуникативной сфере. Компьютерная игра не способна заменить классические развивающие и обучающие игры с реальными предметами. Научно доказано, что детский мозг развивается через руки, особенно пальчики. Получается, что заменяя пальчиковые игры вождением пальцем по плоскости монитора, родители закрывают перед детьми дорогу к развитию. Отсюда и отставание в психо-речевом развитии детей. Чем раньше ребёнок приобщается к смартфону или компьютеру, тем выше у него шансы стать зависимым. При этом совсем не важно, в какие игры играет ребёнок.

– Если ребёнок уже приобщился к нему? Как снизить негативное влияние гаджета? И ещё один вопрос: как же быть с так называемыми развивающими играми и мультфильмами?

Действительно, есть много в Интернете информации полезной для детей, о нравственности, об окружающем мире, о добре и зле. Но важно знать, что позволять детям пользоваться электронными гаджетами можно только тогда, когда они готовы использовать их по назначению, то есть именно в качестве средства получения нужной информации. О временных ограничениях тоже забывать не стоит. Детям до пяти лет нежелательно взаимодействовать с гаджетами вообще. Продолжительность пребывания детей 6–7 лет за компьютером не должна превышать 10–15 минут и не чаще трёх раз в неделю. Категорически психологи запрещают играть поздно вечером и непосредственно перед сном. А если ребёнок всё-таки играет, то необходимо отслеживать во что именно, на какие сайты заходит, какие видеоролики смотрит. Родителям нужно быть примером для детей. Если включённый телевизор весь день является фоном для времяпровождения семьи, если взрослые сами подолгу бывают в Интернете или постоянно играют в компьютерные игры, то чего же ждать от детей?

Беседовала Мария ЦВЕТКОВА

Фото из архива Алии Мусаевой

 

 

Советы психолога:

1) Озвучьте ребёнку сразу чёткие правила пользования электронной техникой.

2) Можно и даже нужно записать ребёнка в кружок или секцию в соответствии с его интересами.

3) Периодически вместо проведения вечера у телевизора, компьютера, планшета устраивайте семейную прогулку или игры в лото, загадки, шашки, шахматы, конструктор и прочие.

 

Категория: Мои статьи | Добавил: si-cdik (28.01.2025)
Просмотров: 5 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: