Психологическая подготовка учащихся к сдаче ЕГЭ

Актуальность психологической подготовки к ЕГЭ трудно недооценить. Это связано и с тем, что любой экзамен является стрессовой ситуацией, и с тем, что каждый год меняются требования к проведению ЕГЭ, и с тем, что такая форма проведения экзамена для многих выпускников является непривычной и пугающей.

Кроме этого, необходимость и важность психо­логической подготовки старшеклассников к ЕГЭ, обу­славливается рядом причин:

1. Наличие ряда особенностей самого ЕГЭ, требу­ющих от выпускника, кроме предметных знаний, еще и личностной, психологической готовности к его вы­полнению;

2. Необходимость сохранения здоровья выпускни­ков, как физического, так и психологического;

3. Нереалистичность установок, необъективность представлений о ЕГЭ у старшеклассников, педагогов и родителей.

Жизнь одиннадцатиклассника насыщена стрессами и психологически­ми перегрузками. Путем психологического тестирования (методика «Диагностика школьной тревожности» Филлипса) выявлено, что наиболее эмоционально учащиеся реагируют в школе на ситуации, связанные с контро­лем знаний, сдачей экзаменов. В этом ряду следует особенно выделить государственную аттестацию, когда от полученного результата зависит поступление в профессиональное учебное заведение, овладение избранной профессией.

Большинство выпускников стремятся сдать ЕГЭ с высокими результатами. Вследствие этого у обучающихся от­мечается высокая тревожность, волнение перед экза­менами и во время ЕГЭ, неуверенность в результате своей деятельности.

Все это привело к необходимости создания тренинговой программы, позволяющей помочь ученику более эффективно подготовиться к экзамену и справиться с волнением.

Представляемая программа психологиче­ской подготовки учащихся к сдаче ЕГЭ рассчитана на работу со старшеклассниками из одного классного коллектива.

В этой связи, необходимым становит­ся использование психологического тренинга, кото­рый является многофункциональным методом пред­намеренных изменений психологических феноменов человека, группы с целью гармонизации профессио­нального и личностного бытия человека.

Цель данной программы - развитие психологической устойчивости к предстоящему единому государственному экзамену государственной итоговой аттестации.

Задачи:

- знакомство выпускников с процессуальными осо­бенностями ЕГЭ, возможными способами подготовки к нему;

- повышение сопротивляемости стрессу;

- развитие навыков самоконтроля;

- знакомство учающихся со способами сниже­ния тревоги в стрессовой ситуации, с методами са­морегуляции.

Используемые методы: дискуссии, мини-лекции, диагностика, тренинговые упражнения, арт-терапия.

Ожидаемый результат:

- формирование у учащихся позитивного отношения к процедуре сдачи ЕГЭ;

- развитие навыков самоконтроля с опорой на внутренние резервы;

- снижение уровня тревожности;

- нивеляция негативных ожиданий и переживаний, вызванных ЕГЭ;

- повышение сопротивляемости стрессу;

- овладение навыками релаксации и приемами снятия нервно-мышечного напряжения.