Психологическая подготовка учащихся к сдаче ЕГЭ
Актуальность психологической подготовки к ЕГЭ трудно недооценить. Это связано и с тем, что любой экзамен является стрессовой ситуацией, и с тем, что каждый год меняются требования к проведению ЕГЭ, и с тем, что такая форма проведения экзамена для многих выпускников является непривычной и пугающей.
Кроме этого, необходимость и важность психологической подготовки старшеклассников к ЕГЭ, обуславливается рядом причин:
1. Наличие ряда особенностей самого ЕГЭ, требующих от выпускника, кроме предметных знаний, еще и личностной, психологической готовности к его выполнению;
2. Необходимость сохранения здоровья выпускников, как физического, так и психологического;
3. Нереалистичность установок, необъективность представлений о ЕГЭ у старшеклассников, педагогов и родителей.
Жизнь одиннадцатиклассника насыщена стрессами и психологическими перегрузками. Путем психологического тестирования (методика «Диагностика школьной тревожности» Филлипса) выявлено, что наиболее эмоционально учащиеся реагируют в школе на ситуации, связанные с контролем знаний, сдачей экзаменов. В этом ряду следует особенно выделить государственную аттестацию, когда от полученного результата зависит поступление в профессиональное учебное заведение, овладение избранной профессией.
Большинство выпускников стремятся сдать ЕГЭ с высокими результатами. Вследствие этого у обучающихся отмечается высокая тревожность, волнение перед экзаменами и во время ЕГЭ, неуверенность в результате своей деятельности.
Все это привело к необходимости создания тренинговой программы, позволяющей помочь ученику более эффективно подготовиться к экзамену и справиться с волнением.
Представляемая программа психологической подготовки учащихся к сдаче ЕГЭ рассчитана на работу со старшеклассниками из одного классного коллектива.
В этой связи, необходимым становится использование психологического тренинга, который является многофункциональным методом преднамеренных изменений психологических феноменов человека, группы с целью гармонизации профессионального и личностного бытия человека.
Цель данной программы - развитие психологической устойчивости к предстоящему единому государственному экзамену государственной итоговой аттестации.
Задачи:
- знакомство выпускников с процессуальными особенностями ЕГЭ, возможными способами подготовки к нему;
- повышение сопротивляемости стрессу;
- развитие навыков самоконтроля;
- знакомство учающихся со способами снижения тревоги в стрессовой ситуации, с методами саморегуляции.
Используемые методы: дискуссии, мини-лекции, диагностика, тренинговые упражнения, арт-терапия.
Ожидаемый результат:
- формирование у учащихся позитивного отношения к процедуре сдачи ЕГЭ;
- развитие навыков самоконтроля с опорой на внутренние резервы;
- снижение уровня тревожности;
- нивеляция негативных ожиданий и переживаний, вызванных ЕГЭ;
- повышение сопротивляемости стрессу;
- овладение навыками релаксации и приемами снятия нервно-мышечного напряжения.