Диагностическая программа

 

«Психологическая готовность кандидатов в приёмные родители».

 

Многочисленные исследования, опыт в области воспитания приемных детей, накопленный и  в нашей стране и за рубежом, показывает, что успешность воспитания определяется психологической готовностью приемных родителей, которая включает в себя такие компоненты, как:

- личностные качества родителей;

- внутрисемейные взаимоотношения;

- воспитательные установки родителей;

- мотивы выбора приемного ребенка.

Дефицит одного из компонентов готовности, соответственно, влечет трудности и проблемы в сфере детско-родительских отношений в приемной семье.

Существует ряд исследований, свидетельствующих, что на формирование личности ребенка значительное влияние оказывают личностные качества родителей. Такое  влияние может быть как положительным, так и отрицательным. Благополучно ребенок развивается у родителей, обладающих такими качествами как эмпатичность, открытость, эмоциональность, гибкость,  коммуникативность, альтруистичность, уравновешенность, уверенность в своих силах, адекватная самооценка, способность к развитию и изменению.

Внутрисемейные взаимоотношения являются еще одним фактором, влияющим на личностное развитие ребенка. По мнению В.М. Мясищева,  человеческие отношения, многократно повторяясь, становятся характерными для личности,  т.е. превращаются в черты  характера. Они также могут явиться   источником невроза, поскольку выходят за пределы инстинктов в сознании долга, ответственности, в чувстве собственного достоинства, в привязанностях, на основе которых и возникают столкновения людей друг с другом и человека с самим собой.

Воспитательная установка родителя - это комплексная суммарная  оценочная  реакция родителя, включающая  в себя эмоциональное отношение к ребенку,  представление  о нем и сложившуюся систему воспитательных воздействий.

Успешность существования приемной семьи во многом зависит от мотива, которым руководствовались приемные родители, ее создавая. Некоторые мотивы продиктованы личностной проблемой или нарушенными отношениями между супругами. Попытка решить такие проблемы принятием ребенка в семью изначально обречена на неуспех, т.к. проблема кроется в личности приемного родителя или его внутрисемейных отношениях. И решать ее необходимо соответственно. До тех пор, пока приемный родитель не разберется в своих мотивах, и не поймет, что собственно происходит, он не сможет контролировать ситуацию.

Успех в создании приемной семьи зависит от того, насколько будущие приемные родители готовы к принятию и воспитанию приемного ребенка. Многие будущие родители не представляют последствий собственного решения: они не знают особенностей детей, которых берут на воспитание, и не догадываются о мере собственной гибкости в этом процессе. До приема ребенка в семью родители не могут предугадать, как они пройдут период взаимной адаптации, и их ожидания могут не соответствовать реальности. Не каждый человек, воспитавший своих детей, может стать воспитателем приемным детям, пережившим предательство взрослых.

Психологическая готовность семейной пары к воспитанию приемного ребенка определяется по результатам тестирования, бесед и наблюдения. На основании тестов можно предсказать, что в человеке соответствует качеству принимающего родителя, а что нет.

Но любое сочетание самых позитивных характеристик человека все равно не гарантирует успешного прогноза для будущей семьи. Тестирование само по себе не может помочь психологу в предсказании того, насколько хорошим принимающим родителем будет данный человек. Любой тест характеризует человека с определенной стороны, и нет тестов, которые бы непосредственно свидетельствовали, что данный человек «прикипит» душой к данному ребенку.

Данная диагностическая программа разработана на основании методического пособия Е.  И. Николаевой «Диагностический инструментарий  в помощь специалистам, работающим по семейному устройству  детей-сирот».[5]

В программе предлагается комплекс психологических методик, которые можно использовать на начальном этапе устройства ребенка в принимающую семью.

Цель программы – получить предварительное представление о возможности создать приемную семью во главе с данным кандидатом.

Основные задачи:

- получение объективной информации о кандидате в воспитатели и его семье, всестороннее изучение личности потенциального замещающего родителя;

- выявление  ведущих  мотивов  родительства  кандидатов  в  приемные родители, изучение их содержания и выраженности.

- выделение специфических проблем кандидата в приемные родители, требующих особого внимания специалистов;

- побуждение кандидата в приемные родители к дополнительному осмыслению своих намерений с учетом полученной информации.

Данная программа в создании приемной семьи имеет персонифицированный характер. Это начало непосредственного общения с гражданином, предложившим свои услуги в качестве приемного родителя.

Диагностический инструментарий.

 

1. Циркулярное интервью.

2. Анкета «Мотивация выбора приемного ребенка».

3. Проективная методика: ЦТО Люшера.

4. Опросники установок:

- Тест "Пытаетесь ли вы понять своего приемного ребенка?"

- Тест «Родительская позиция».

5. Методика «Измерение родительских установок и реакций».

6. Методика «Позитивные родительские чувства».

7. Тест «Многофакторный опросник Кеттелла».