Главная » Статьи » Мои статьи

Готовность к школе

Скоро в школу!

 

  Школа.… Как много ожиданий, надежд, волнений связывают дети, родители, с этим словом. Поступление в школу — это начало нового этапа в жизни ребенка, вхождение его в мир знаний, новых прав и обязанностей, сложных и разнообразных отношений с взрослыми и сверстниками.

Каждый год первого сентября вместе с тысячами первоклассников мысленно усаживаются за парты и родители. Взрослые держат своеобразный экзамен — именно сейчас, за школьным порогом проявят себя плоды их воспитательных усилий. Можно понять гордость взрослых, чьи дети уверенно шагают по школьным коридорам, добиваются первых успехов. И совсем другие чувства испытывают родители, если ребенок начинает отставать в учебе, не справляется с новыми требованиями, теряя интерес к школе. Анализируя годы дошкольного детства, можно обнаружить причины готовности или неготовности его к школьному обучению.

В настоящее время наши дети приступают к обучению в школе с 6,5 -7 лет. И если у семилетнего ребенка готовность к школе в целом сформирована, то у шестилеток ее окончательное завершение осуществляется в первый год школьного обучения. Поэтому психологи настаивают — не стоит торопиться в школу тем детям, кому к 1 сентября меньше 6, 5 лет!

Начало школьного обучения - это закономерный этап на жизненном пути ребенка, принятие новой социальной роли. От того, как будут сформированы учебно-значимые навыки, насколько ребенок будет психологически готов к школе, зависит весь процесс дальнейшего обучения. Очень важно к этой проблеме подходить комплексно, то есть учитывать физиологическое, психологическое и социальное развитие ребенка.

Про будущего первоклассника мы не говорим, что он готовый ученик, мы говорим о его психологической готовности или неготовности к новой жизни в школе.

 Говоря о физической готовности ребенка к школьному обучению, мы имеем ввиду позитивное изменение в физическом развитии, показывающее биологическую зрелость ребенка, необходимую для начала школьного обучения. Ребенок должен быть достаточно хорошо физически развит. Следует также отметить успехи в освоении движений, появление полезных двигательных качеств (ловкость, быстрота, точность и др.), развитие грудной клетки, мелкой мускулатуры пальцев рук. Это служит гарантией овладения письмом и позволит успешно справиться с новыми учебными нагрузками.

Психологическая готовность ребенка к школе предполагает:

-интеллектуальную готовность

-мотивационную готовность

-волевую готовность

-коммуникативную готовность

Если мы хотим, чтобы наш малыш успешно учился в школе, мы должны развивать в нем познавательную потребность, обеспечить достаточный уровень мыслительной деятельности, дать необходимую систему знаний об окружающем мире. Важно, чтобы ребенок был умственно развит. В понятие интеллектуальной готовности входит как запас знаний и представлений ребенка об окружающем, так и сформированность его мыслительных навыков. Однако главное - это, пожалуй, то, как ребенок ориентирован в окружающем и как он осмысляет полученные им сведения.

К семи годам ребенок должен хорошо знать свой адрес, название города, где он живет, название нашей страны, ее столицы. Важно знать не только имена, но и отчества своих родителей, где и кем они работают, и понимают, что их бабушка - это мама отца или матери. Ориентироваться во временах года, их последовательности и основных признаках. Знать месяцы, дни недели, текущий год. Знать основные виды деревьев, цветов, дифференцировать домашних и диких животных, т.е., ориентироваться во времени, пространстве и ближайшем социальном окружении. Наблюдая природу, события окружающей их жизни, дети уже должны находить пространственно-временные и причинно-следственные отношения, обобщать и делать выводы.  

Мотивационная готовность подразумевает наличие у ребенка желания принять новую социальную роль школьника. Поэтому очень важно, чтобы школа была для него привлекательна своей главной деятельностью- учебой. Вам не обязательно до начала учебного года формировать любовь к школе, поскольку невозможно полюбить то, с чем ещё не сталкивался. Достаточно дать понять ребенку, что учеба- это обязанность каждого современного человека и от того, насколько он будет успешен в учении, зависит отношение к нему многих из окружающих ребенка людей.

Следует давать ребенку только позитивную информацию о школе. Помните, что ваши оценки и суждения с легкостью заимствуются детьми, воспринимаются некритично. Ребенок должен видеть, что родители спокойно и уверенно смотрят на его предстоящее поступление в школу.

Причиной нежелания идти в школу может быть и то, что ребенок «не наигрался». Но в возрасте 6-7 лет психическое развитие очень пластично, и дети, которые «не наигрались», придя в класс, скоро начинают испытывать удовольствие от процесса учебы.

Волевая готовность предполагает наличие у ребенка способностей ставить перед собой цель, принять решение о начале деятельности, наметить план действий, выполнить его, проявив определенные усилия, оценить результат своей деятельности, а также умения длительно выполнять не очень привлекательную работу. Ребенок должен научиться говорить самому себе: «Я могу это сделать», чтобы потом, по прошествии некоторого времени, робкое «могу» превратилось в радостное «хочу». А поддержать ребенка, убедить его в том, что он «может», должны, прежде всего, родители- родные люди, которым он безгранично доверяет. Привыкая к мысли, что любое задание- это путь к цели, маленький человек постепенно учится ставить перед собою цели и идти к ним.

Развитию волевой готовности к школе способствуют изобразительная деятельность и конструирование, поскольку они побуждают длительное время сосредоточиваться на постройке или рисовании.

Коммуникативная готовность проявляется в умении ребенка подчинять свое поведение законам детских групп и нормам поведения, установленным в классе. Она предполагает способность включиться в детское сообщество, действовать совместно с другими ребятами, в случае необходимости уступать или отстаивать свою правоту, подчиняться или руководить.

В целях развития коммуникативной компетентности следует поддерживать доброжелательные отношения вашего сына или дочери с окружающими. Личный пример терпимости во взаимоотношениях с друзьями, родными, соседями также играет большую роль в формировании этого вида готовности к школе.

Для успешного осуществления любой деятельности нужно обладать рядом таких качеств, как организованность, самостоятельность, инициативность, ответственность.

Воспитанию организованности и самостоятельности способствует выполнение детьми постоянных посильных обязанностей в семье, выполнение режимных моментов (вставать без капризов, вовремя принимать пищу, уметь занять себя интересным делом, чередовать подвижные и шумные игры со сложными заданиями, уделить время для общих семейных дел, одеваться быстро, класть все вещи и предметы на свои места и т. д.)

Почаще говорите ребёнку, что у него всё получится, но для этого надо приложить старания. А вы всегда будете рядом. И даже если у него что-то будет выходить не так, то обязательно получится потом.

Последовательно, шаг за шагом, малыш будет получать жизненный опыт и приобретёт уверенность в своих силах. Если рядом взрослые, которые не жалеют времени для ребёнка — с развитием малыша всё будет в порядке. Самое главное понять, что подготовка к школе — это длительный и творческий процесс, который не нужно превращать в тренировки и унылые беседы.

Любите наших замечательных дошколят, которые совсем скоро пойдут по лесенке знаний, оставив на первых ступенях две первые буквы слова Дошкольник и превратившись в Школьника. Будьте заботливы, внимательны, терпеливы к маленькому ученику — и у него всё получится.

 

Педагог- психолог ЦДиК "Диалог" Крамаренко Е.В.

Рабочий телефон 2-76-52, 8-9058856842

Категория: Мои статьи | Добавил: si-cdik (22.10.2014)
Просмотров: 578 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: