Главная » Статьи » Мои статьи

Переходный возраст: особенности общения с подростками

Переходный возраст: особенности общения с подростками

Как и когда ребенок становится подростком, подросток — юношей, юноша — взрослым? Это происходит не в один день, и часто возрастные перемены незаметны, для нас: еще вчера наши дети были маленькими, нуждались в нашей заботе и опеке, а сегодня они заявляют о своей взрослости, требуют самостоятельности и независимости. Часто нам приходится слышать от детей подростков обидные или несправедливые высказывания. Но, как правило, эти высказывания вызваны не столько их действительным отношением к взрослым, сколько ситуативным эмоциональным состоянием.

Нам, взрослым, важно понимать, что подростки не всегда способны себя контролировать. Несмотря на все свое стремление к взрослости, они еще недостаточно зрелы для этого и нуждаются в руководстве со стороны взрослых.

В подростковом возрасте с особой остротой встает проблема баланса поддержки и контроля. Часто подростки активно восстают против контроля и руководства со стороны взрослых, отстаивая право на самостоятельность. И мы обнаруживаем массу несоответствий в их словах: с одной стороны, они хотят приходить домой так поздно, как им этого захочется, с другой — не могут сами вспомнить про заданные на дом уроки и несобранный портфель.

    На самом деле в этом нет противоречий. Взрослыми не становятся в один момент, этому еще только нужно научиться. Поэтому очень важно, чтобы мы, взрослые, помогли подросткам справиться с внутренними конфликтами. Именно от нас требуется гибкость поведения и реагирования на потребности ребенка

Немалую трудность доставляют частые перепады настроения и эмоциональные срывы у подростков. Вспомним то время, когда дети были совсем маленькими, когда они только научились ходить и пытались исследовать окружающий их мир.  Взрослым приходилось прятать от них острые предметы, убирать повыше вазы, запирать ящики. Родители относились к этому с пониманием, осознавая, что эти трудности временные и дети научатся вести себя сдержанно. Мы понимали, что ребенок не нарочно хватает приглянувшийся ему предмет, он просто пока не может удержаться. А когда дети достигают подросткового возраста, нам все труднее снисходительно относиться к тем или иным капризам или выпадам. Кажется, что они уже достаточно взрослые, а их поступки — вполне осмысленные. На самом деле очень часто подростки, подобно маленьким детям, поступают под влиянием не осмысленных мотивов, а сиюминутных эмоциональных состояний. Поэтому очень важно не обсуждать с ними их поведение или их высказывания в тех ситуациях, когда подростки возбуждены, расстроены, раздражены. Лучше перенести разговор на то время, когда дети успокоятся. Кроме того, в некоторых ситуациях  необходимо  учитывать  их  нестабильное состояние и делать на это скидку, реагируя на те или иные слова и поступки.

В этот период жизни у подростков часто возникает тяжелое эмоциональное состояние, называемое аффектом неадекватности, в основе которого лежит несоответствие завышенной самооценки и слишком высокого уровня притязаний реальным возможностям ученика.

Почему такой ребенок отстаивает высокую самооценку, не хочет ее снизить? Это связано со стремлением сохранить самоуважение, притязанием на особое положение в коллективе.

Эти эмоциональные состояния в основном возникают в двух ситуациях:

1.В условиях стойкой неуспеваемости.

Тогда среди аффективных подростков оказываются не только слабые и среднеуспевающие учащиеся, но и способные школьники, ранее добивавшиеся больших успехов. Это связано со значительным усложнением учебного материала и увеличением его объема, что требует от учащихся не только способностей, но и больших усилий. Не желая  отказаться от ранее сформировавшейся высокой самооценки, они начинают раздражаться и обвинять в своих неудачах других.

2. Когда не получает желаемого признания, уважения и любви в коллективе сверстников.

Наконец, надо сказать об особенностях эмоциональных расстройств у детей и подростков, делающих их трудными для самих себя и окружающих. Подростки очень часто подвержены страхам. Типичными для них являются страх больших общественных бедствий, например, войны могущей унести близких людей.

Другая группа распространенных страхов – страх собственной смерти, пожара, агрессии. У мальчиков чаще отмечается страх болезни, а у девочек – боязнь стихии, замкнутого пространства и высоты.

Страхи у детей могут возникать из – за эмоциональной «зараженности» (например, паники), неуверенности в межличностных отношениях, тревожности собственных родителей.

В конфликтных семьях страхи у детей встречаются более часто.

Другим известным эмоциональным расстройством является депрессия.

У подростков депрессии встречаются чаще и похожи на депрессии взрослых: они выражаются в душевных страданиях, ощущении печали, потере аппетита и бессоницах.

Очень часто депрессия начинается с ослабления общего тонуса, появление вялости без видимых причин.

Чтобы вовремя распознать, впал ли ребенок в депрессию или нет, много не надо. Достаточно лишь прислушаться к жалобам ребенка и обратить внимание на такой факт: если подросток не в духе больше двух недель, значит, он впал в депрессию. Подростку все чаще приходит в голову мысль «не хочу».  Не хочу ходить в школу, не хочу встречаться с друзьями, не хочу заниматься привычными делами, которые раньше выполнялись без принуждения.

Далее на мысль «не хочу» накладывается тяжелая составляющая  - « не могу». Утренние подъемы превращаются в подвиг, короткая ночь не приносит отдыха, и жизнь превращается в кошмар.

Но родителям нужно помнить о том, что все эти перемены временные и не стоит отчаиваться.

Правила эффективного общения

Правило 1. Слушая ребенка, дайте ему понять и почувствовать, что вы понимаете его состояние, чувства, связанные с тем событием, о котором он вам рассказывает. Для этого выслушайте ребенка, а затем своими словами повторите то, что он вам рассказал. Вы «убьете» сразу трех «зайцев»:

  • ребенок убедиться, что вы его слышите;
  • ребенок сможет услышать самого себя как бы со стороны и лучше осознать свои чувства;
  • ребенок убедиться, что вы его поняли правильно.

Правило 2. Слушая ребенка, следите за его мимикой и жестами, анализируйте их. Иногда дети уверяют нас, что у них все в порядке, но дрожащий подбородок или блестящие глаза говорят совсем о другом. Когда слова и мимика не совпадают, всегда отдавайте предпочтение мимике, выражению лица, позе, жестам, тону голоса.

Правило 3. Поддерживайте и подбадривайте ребенка без слов. Улыбнитесь, обнимите, подмигните, потрепите по плечу, кивайте головой, смотрите в глаза, возьмите за руку.

Правило 4. Следите за тем, каким тоном вы отвечаете на вопросы ребенка. Ваш тон «говорит» не менее ясно, чем ваши слова. Он не должен быть насмешливым. У вас может  не быть готовых ответов на все вопросы.

Правило 5. Поощряя ребенка, поддерживайте разговор, демонстрируйте вашу заинтересованность, в том, что он вам рассказывает. Например, спросите: «А что было дальше?» или «Расскажите мне об этом…»

Педагог-психолог ЦДиК «Диалог»                   Крамаренко Е.В.

Категория: Мои статьи | Добавил: si-cdik (07.09.2015)
Просмотров: 504 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: