Главная » Статьи » Мои статьи

Профилактика самовольных уходов несовершеннолетних из семей

М.М. Шинклюева

1 сл. Профилактика самовольных уходов несовершеннолетних из семей

2-ой сл. 15-20 лет тому назад считалось, что дети до 7 лет не уходят из дома, а основными причинами побегов 10-13-летних подростков является принадлежность к социально-неблагополучной семье, стыд за родителей-алкоголиков или незнание и не учет родителями трудностей детей в школе. В последние годы на улице оказываются дети дошкольного возраста, побеги совершают дети из весьма обеспеченных семей, появились целые сообщества «бомжующих» детей и подростков. В настоящее время по данным МВД, примерно 85% беспризорников самовольно оставили дома, 5-6% – детские дома и школы-интернаты. 

       По статистике, основной возраст уходов детей и подростков из семьи - 10-17 лет. Это сложный психологический период для ребенка по многим причинам. Традиционно подростковый возраст считается трудным периодом, когда подросток, несмотря на внешнюю браваду, грубость и агрессивность, на самом деле крайне раним и беззащитен.  

       Как правило, у несовершеннолетних, совершающих самовольные уходы, наблюдаются проблемы в обучении, им сложно строить взаимоотношения с окружающими. Нередко такие подростки обладают различными психофизическими отклонениями в состоянии здоровья, имеют различные зависимости.

       Вопреки общественному мнению, дети уходят не только из неблагополучных семей. Как показывает практика, около 70 процентов – это дети, воспитывающиеся в относительно благополучных семьях. Они уходят из дома в поисках приключений, в знак протеста против чрезмерной опеки родителей или, наоборот, пытаясь привлечь их внимание.

       Конечно, это не самый лучший способ реагирования, но если подросток реагирует именно так, то значит, он не научился применять другие стратегии реагирования в конфликтных ситуациях и использует стратегию избегания.  Чаще всего поводом уйти из дома становится конфликт, в основе которого лежит отсутствие взаимопонимания с родителями. Чрезмерная требовательность родителей вызывает у подростка сильное разочарование, нарушает искренность отношений и может даже привести к враждебности несовершеннолетнего.

       Психологический климат семьи имеет для ребенка очень большое значение. Дискомфорт в отношениях с родителями воспринимается очень остро. 

3-ий сл. Психологи побег из дома рассматривают как один из вариантов защитного поведения. Вот несколько причин, которые могут заставить ребенка уйти из дома:

• крупная ссора с родителями или постоянные «выяснения отношений»;

• агрессия со стороны кого-нибудь из членов семьи (физические наказания);

• безразличие взрослых к проблемам подростка;

• развод родителей;

• появление в доме отчима или мачехи;

• чрезмерная опека, вызывающая раздражение

       Главная причина побегов всегда кроется в неудовлетворенности ребенка своим местонахождением, невозможности жить в нормальных условиях, отсутствии контакта с родителями, недостатке их любви и заботы.

       Как восполнение данных проблем у ребенка появляется стремление заглушить переживаемые чувства, забыться в какой-либо интересной деятельности, особенно связанной с риском, приключениями и т.д. Всем этим требованиям и отвечает побег, где переживания детей носят экстремальный, яркий характер.

      Побег из дома, какими бы причинами он не объяснялся, – это не только регрессия к ранним, примитивным формам защитного поведения, но и глобальные нарушения в личности подростка.

Как же не допустить такой крайней ситуации? На что должна быть направлена профилактическая работа?

4-ый сл. Правовой основой построения системы профилактики является Федеральный        Закон    «Об    основах    системы     профилактики     безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» (ФЗ №   120 от 24.06.1999)

5-ый сл Субъектами  системы профилактики по предупреждению самовольных  уходов     несовершеннолетних        из    семьи    являются:    руководители и специалисты учреждений  системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.   

       Важную     роль   в  профилактике  ухода  детей  из  семьи  играет  реализация  информационно-профилактического,   коррекционно-развивающего  направлений, которые включают:

• Работу с родителями 

• Работу с детьми и подростками  

       Информационно-профилактическая  работа  осуществляется  классными  руководителями,     социальным     педагогом,    педагогом-психологом,   или  сотрудниками    полиции,     комиссий      по    профилактике  правонарушений несовершеннолетних и защите их прав, специалистами социальных служб.

       Совместная  деятельность  предполагает  работу  с  родителями,  лицами,  их  заменяющими  в  целях  устранения  причин  и  условий,  способствующих        предупреждению         совершения      несовершеннолетними  самовольных уходов из семьи.   

       В целом, сущность профилактики ранних побегов из дома состоит в правильной ориентации родителей. Необходимо разъяснить взрослым, что ребенок нуждается в поддержке, сочувствии, в возможности личностного самовыражения, не в авторитарном давлении.  

6-ой сл. Одной из форм является родительский лекторий. Он  ставит  перед  собой  цель  научить  родителей быть   родителями   –    воспитателями,    друзьями   своим    детям,  рассказать  родителям о многообразии мира ребенка, о его особенностях. Родительский  лекторий   дает   родителям   учащихся   необходимые   знания   не   только   о  возрастных особенностях детей, но и психологическом состоянии ребенка, о  путях   взаимодействия     с  ребенком,    особенно    с  детьми    асоциального  поведения,  учит  родителей  любить  своих  детей,  вне  зависимости  от  их  поведения  или состояния их  учебы, находить  прекрасное и  отталкивать  все  недоброжелательные явления. 

7-ой сл. Родителям также предлагаются способы действия  по предупреждению самовольных уходов  детей из дома: 

- располагать информацией о местонахождении ребенка в течение дня;

- не разрешать несовершеннолетним находиться без присмотра взрослых позднее 22 часов в зимнее время, и не позднее 23 часов летнее время;

- обращать внимание на окружение ребенка, а также контактировать с его друзьями и знакомыми, знать их адреса и телефоны;

- планировать и организовывать досуг несовершеннолетних.

8-ой сл. С учащимися, состоящими на разных формах учета, используются различные виды индивидуальной профилактической работы:

• изучение особенностей личности подростков и коррекция их поведения;

• посещение на дому с целью контроля над подростками, их занятостью в свободное от занятий, а также каникулярное время;

• посещение уроков с целью выяснения уровня подготовки учащихся к занятиям; • индивидуальные и коллективные профилактические беседы с подростками;

• вовлечение подростков в общественно - значимую деятельность через реализацию воспитательных акций и проектов.    

        Особое      место     занимает     коррекционно-развивающая          работа,  включающая  семинары-практикумы,  тренинги  для  родителей           и  учащихся. Тематикой тренингов может быть:

 • Управление      стрессами   для   предупреждения     конфликтов       в  детско-   родительских отношениях 

• Правовая     компетентность     родителей:    ответственность    родителей    за  воспитание ребенка    • Развитие  самопознания  подростков  в  различных  социальных  ситуациях,  определения своей позиции и способа адекватного поведения в различных   ситуациях.  

9-ый сл.   Результатами такой совместной профилактической работы являются:

Для семьи:

• оптимизация детско-родительских отношений;

• формирование социальных навыков по эффективному взаимодействию с ребенком на разных этапах его развития;

• повышение уровня семейной культуры.

Для родителей:

• формирование навыков конструктивного поведения;

• осознание родительской роли и обязанностей;

• совершенствование родительской эффективности;

• безусловное принятие ребенка;

• освоение роли поддерживающего родителя.

Для ребенка:

• готовность к позитивным контактам со взрослыми;

• овладение навыками сотрудничества, эффективного взаимодействия;

• формирование позитивного образа семьи;

• решение актуальных проблем развития.

        И, конечно же, очень хотелось бы достичь таких результатов по итогам совместной профилактической работы.

10 сл. «Если ребенок не будет чувствовать, что ваш дом принадлежит и ему тоже, он сделает своим домом улицу…»                                                               Надин де Ротшильд

Самовольные уходы

Категория: Мои статьи | Добавил: si-cdik (15.12.2017)
Просмотров: 1271 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: